1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
4. Пункт утратил силу с 17 мая 2008 года - Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.
5. Пункт утратил силу с 17 мая 2008 года - Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.
6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 69 ЗК РФ
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Так, согласно ч.5 ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с принятием органами государственной власти или органами местного самоуправления решений об установлении или изменении границы между субъектами РФ, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об утверждении правил землепользования и застройки, для целей внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующий сведений требуется подготовка карты (плана) объекта землеустройства.
К примеру, в случае установления или изменения границ населенного пункта на основании утвержденного генерального плана поселения (ст. 23 ГрК РФ) с инициативой о проведении землеустройства по описанию местоположения новой границы населенного пункта может выступить поселение, утвердившее соответствующий генеральный план.
Распространенным случаем проведения землеустройства является определение местоположения границ зон с особыми условиями использования территории. Например, в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, после согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
________________
СЗ РФ. 2009. N 10. Ст.1220.
При этом учитывая, что зоны с особыми условиями использования территории относятся к числу объектов землеустройства, определение местоположения границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства осуществляется по правилам, предусмотренным ФЗ "О землеустройстве".
Согласно п.72.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 года N 42, учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне.
При этом описание местоположения границы части земельного участка вносится в государственный кадастр недвижимости в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, а также картой (планом) объекта землеустройства.
Принцип открытости сведений о землеустройстве реализован в постановлении Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", в соответствии с которым документы фонда данных землеустройства используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Однако при этом документы фонда данных являются федеральной собственностью и не подлежат приватизации.
До настоящего времени приказ Министерства экономического развития РФ от 14 ноября 2006 года N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" не приведен в соответствие с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти РФ.
Так, согласно п.5.1.11 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457, ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
________________
СЗ РФ. 2009. N 25. Ст.3052.
Существенным отличием землеустройства от кадастровых работ также является возможность его осуществления без специальных разрешений. Так, в отличие от кадастрового инженера, деятельность которого может осуществляться только при наличии квалификационного аттестата (ч.1 ст. 29 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), подобный аттестат либо иное разрешение не требуется при выполнении землеустроительных работ.
Однако законодательством могут быть установлены определенные особенности выполнения землеустроительных работ на определенных территориях. Так, например, проведение землеустроительных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия, подлежит согласованию в порядке, установленном ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Консультации и комментарии юристов по ст 69 ЗК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 69 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.